Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей как день международного потребительского движения.
В 2022 году девиз Всемирного дня прав потребителей – «Fair Digital Finance - Справедливые цифровые финансовые услуги». Сегодня цифровые технологии изменяют платежи, кредитование, страхование и управление активами во всем мире, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг. Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах. Многочисленные исследования показывают, что экономические кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий. Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые клиенты становятся объектом интереса для мошенников. Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей. В этой связи является закономерным то, что одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересы граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р. Всемирный день прав потребителей является хорошим поводом еще раз обратить внимание на соблюдение принципов ответственного потребления товаров и услуг, развития правовой грамотности и правосознания, формирования практических навыков правильного потребительского поведения у населения, популяризации законодательства о защите прав потребителей. Деятельность Управления Роспотребнадзора по Вологодской области по защите прав потребителей в данной сфере направлена на повседневное привлечение внимания к проблемам, возникающим при продаже товаров и оказания услуг, а также информирование граждан об их правах и механизме защиты этих прав. Примите поздравления с Всемирным днем прав потребителей! Выражаю признательность всем, кто по роду своей профессиональной и общественной деятельности посвящает себя такой значимой и насущной теме, как защита потребительских прав граждан. С уважением, руководитель Управления Роспотребнадзора по Вологодской области И.А. Кузнецова.
|